Главная | Условия_поступления | Преподаватели | Образовательные_программы | Учебно-методические_материалы | Квалификационная_работа | Наш_небесный_покровитель | Богослужения | Паломнические_поездки | Слушатели_о_курсах_и_о_себе | Фаддеевские_чтения |
| Расписание
_занятий | Новости |

 

Курсы катехизаторов во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского.

Фаддеевские чтения

Тропарь священномученику Фаддею, глас 1-й

Хвала Богу и жертва живая /
житие твое, священномучениче Фаддее, явися. /
Постом, бдением и молитвою Небесные дарования приим, /
многим добрый помощник и утешитель бысть./
Пастырскою мудростию и тихостию нрава украшен, /
лукавства врагов Христовых препобедил еси. /
Слава Давшему тебе во страданиях крепость, /
слава, яко мученика, Венчавшему тя, /
слава Действующему тобою всем исцеления.


 

ХIV Фаддеевские чтения

Чем ночь темней, тем ярче звёзды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог. (Ап. Майков)

31 декабря 2019 года в день памяти сщмч. Фаддея (Успенского)

https://yadi.sk/i/cPoNNbbmUJe0Zg (видео выступлений)

ХIV Фаддеевские чтения

Чем ночь темней, тем ярче звёзды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог. (Ап. Майков)

31 декабря 2019 года в день памяти сщмч. Фаддея (Успенского)

в 9.00 часов — утреня с акафистом сщмч. Фаддею, архиепископу Тверскому, Божественная литургия.
После окончания Божественной литургии — чаепитие и начало чтений.

Место проведения: Новая площадь д. 12, храм Апостола и евангелиста Иоанна Богослова

В зале будет представлена выставка детских рисунков на тему новомучеников и исповедников Русской Церкви
Участники Чтений –прот. Илия Шапиро, А. А. Мановцев, Л. А. Головкова,
И. Г. Менькова, Н. С. Северина,Е. Н. Семыкина, О. А. Тузова.
Ведущий – прот. И. Киреев, руководитель курсов во имя сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского.

Приглашаются преподаватели, выпускники и учащиеся курсов катехизаторов во имя сщмч. Фаддея Тверского и все катехизаторы.
Тел. для справок: +7 963 770 28 49 Владимир Анатольевич


Российский Православный университет (факультет церковного служения)
Катехизаторские курсы во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского

ХIII Фаддеевские чтения
К 100-летию начала гонений на Русскую Православную Церковь

31 декабря 2018 года
31 декабря, в день памяти сщмч. Фаддея (Успенского)
в 9.00 часов — утреня с акафистом сщмч. Фаддею, архиепископу Тверскому, Божественная литургия.
После окончания Божественной литургии — чаепитие и начало чтений.

Место проведения: Новая площадь д. 12, храм Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Участники конференции – прот. Илия Шапиро, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке;
Л. А. Головкова, с.н.с. отдела новейшей истории РПЦ ПСТГУ, преподаватели курсов катехизаторов во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского Н. С. Северина и О. А. Тузова.

Ведущий чтений – прот. И. Киреев, директор курсов во имя сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского.

Приглашаются преподаватели, выпускники и учащиеся курсов катехизаторов во имя сщмч. Фаддея Тверского!
Тел. для справок: +7 963 770 28 49 Владимир Анатольевич

скачать объявление

 


 

ХII Фаддеевские чтения

31 декабря 2017 г. в 13.00 в актовом зале РПУ (Новая площадь, 12)
состоялись Фаддеевские чтения и празднование 20-летия курсов.

https://yadi.sk/d/kWnannii3R93dj видео (файл хранится 1 месяц)

https://yadi.sk/d/Sm4VStZ23RJ2G7 фото

 


 

ХI Фаддеевские чтения

Российский Православный университет
Православный институт святого Иоанна Богослова
(факультет церковного служения)
Катехизаторские курсы во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского
Подвиг новомучеников и исповедников и его значение для современной России
К 100 - летию революции в России и начала гонений на Православную Церковь
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его
(Ин.1:5)
25 и 31 декабря 2016 года
25 декабря
– начало в 16 ч. Место проведения: м. Лубянка, Новая площадь д.9,
Российский Православный Университет, Актовый зал, 2 этаж.
31 декабря, в день памяти сщмч. Фаддея (Успенского)– 9.00: утреня с полиелеем, Божественная Литургия (храм свт.Николая Красный звон, м. Китай-город),
продолжение чтений (примерно в 13 -13.30).
Участники конференции –прот. Илья Шапиро, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке; Головкова Л.А., с.н.с. отдела новейшей истории РПЦПСТГУ; Никонов В. В., историк-архивист, к.п.н., доцент ГГУ;Куликова Л.В., исследователь и автор книг о новомучениках и исповедниках ХХ века; преподаватели и сотрудники кафедры, студенты РПУ, слушатели курсов во имя сщмч.Фаддея, архиепископа Тверского.
Выставка сподвижниц сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского
Ведущий чтений – прот. И. Киреев, директор курсов во имя сщмч. Фаддея
В перерыве конференции – чаепитие
Приглашаются все желающие!
Тел. для справок: +7 963 770 28 49 Владимир Анатольевич
скачать объявление


 

Х Юбилейные Фаддеевские чтения

г. Москва, 2015 г.

Фото первого и второго дня работы X Фаддеевских чтений (смотреть, скачать) https://yadi.sk/d/bZL2oT9LmdCfD

Видео 1 и 2 дня работы Чтений

https://yadi.sk/i/yBUlyW3rdyoNmg

https://yadi.sk/i/jLUrzvl8aw3HfQ
https://yadi.sk/i/ybo-u8QhHwDJgQ
https://yadi.sk/i/vMP8zwSNZuq3mg
https://yadi.sk/i/Xr8caLtdA8lpcA
https://yadi.sk/i/may07AvJFSY-RA

https://yadi.sk/i/0qIhd99qv1Kj7A

https://yadi.sk/i/fmBppj3rdVcUCg
https://yadi.sk/i/G8Jo3Y6BaBVSCg
https://yadi.sk/i/iJF7P2nO3XOe1g
https://yadi.sk/i/R8B0u2JCdVuIZw
https://yadi.sk/i/0JsB_wFiobHFfw

https://yadi.sk/i/3_J1W4Ooi7wUtg

https://yadi.sk/i/6qDENfUhL0oWJg
https://yadi.sk/i/SFEGkbj-AzB6qQ

Видео 1 дня работы Чтений

https://yadi.sk/i/pLnSbi7vi4Y7vg

 

https://yadi.sk/i/JnbSlITRL_lovw

https://yadi.sk/i/Ao97VvhzMXyRJw
https://yadi.sk/i/EDvOr56e3ups_w
https://yadi.sk/i/zZ9UIQV6zdR1cA

https://yadi.sk/i/vQrLMh2xzHTmgA

Видео 2 дня работы Чтений

https://yadi.sk/i/9wpCfsr72987IA

 

Российский Православный университет
Православный институт святого Иоанна Богослова (факультет церковного служения)
Катехизаторские курсы во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского

Х Юбилейные Фаддеевские чтения

Церковь и государство в советскую эпоху
(к 150-летию со дня рождения и 90-летию кончины Святейшего Патриарха Тихона)

Святейший Патриарх Тихон и священномученик Фаддей (Успенский):
духовное единство и служение в эпоху гонений

27 и 31 декабря 2015 года
27 декабря – начало в 14 ч. Место проведения: м. Лубянка, Новая площадь д.9,
Российский Православный Университет, Актовый зал, 2 этаж.
31 декабря, в день памяти сщмч. Фаддея (Успенского)– 8.30 – часы, Божественная Литургия (храм Богоявления в Китай – городе, м. Площадь революции),чаепитие и продолжение чтений (примерно в 12 -12.30).

Участники конференции – российские церковные историки, исследователи Новейшего периода истории Русской Православной Церкви, преподаватели и сотрудники кафедры, студенты РПУ, слушатели курсов во имя сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского.
Докладчики – доктор церковной истории, профессор ПСТГУ иерей А. Мазырин; с.н.с. отдела новейшей истории РПЦПСТГУ Головкова Л.А.; Северина Н.С.; Тузова О.А.; Левушкин В.А., Красикова О.Н.; Семыкина Е.Н.; Журавлева Е.В.; Куликова Л.В.
По окончании докладов – вопросы, дискуссия
Ведущий чтений – иерей И. Киреев, директор курсов во имя сщмч. Фаддея
В перерыве конференции – кофе-брейк, выставка «Дети рисуют новомучеников»,
презентация духовно – исторических изданий

Приглашаются все желающие!

Тел. для справок: +7 963 770 28 49 Владимир Анатольевич
(
текст объявления скачать)


 

IX Фаддеевские чтения

г. Москва, 2014 г.

«Молитва – дыхание души». На факультете церковного служения Российского православного университета прошли IX Фаддеевские чтения

28 и 31 декабря на факультете церковного служения Российского православного университета прошли IX Фаддеевские чтения, приуроченные к памяти сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского. Тема чтений этого года – «Молитва – дыхание души». Празднование 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского определило выбор темы. Молитва была добродетелью прп. Сергия и именно она позволяет осуществить связь времен в Церкви. Насельник Высоко-Петровского монастыря игумен Петр (Пиголь) выступил с рассказом об Иисусовой молитве, о её необходимости для достижения реального богообщения, о подходах к молитвенному деланию. Опыт научения наших современников молитве на примере Маросейской общины, возглавлявшейся свв. Алексием и Сергием Мечевыми представил клирик храма свт. Николая в Кленниках протоиерей Николай Чернышев. Традиционная для чтений тема новомучеников и исповедников Российских, представление их слов о молитве, повествование о новомучениках и исповедниках Крымской земли, чья память в составе собора крымских святых отмечается 28 декабря, нашло отражение в докладах преподавателей катехизаторских курсов во имя сщмч. Фаддея Тверского Н. С. Севериной, О. А. Тузовой и сотрудника отдела Новейшей истории ПСТГУ Л. А Головковой.

Организатором чтений являются Катехизаторские курсы во имя сщмч. Фаддея при факультете церковного служения РПУ.

https://yadi.sk/d/FRGdhHuemmm8n видео (смотреть, скачать)
https://yadi.sk/d/_v3g2gQVmmm6C фото (смотреть, скачать)

 

IX Фаддеевские чтения состоятся 28 декабря 2014 г. (воскресенье) в 16.00 в актовом зале Богоявленского храма (основной корпус, 2 этаж).

ПРОГРАММА ЧТЕНИЙ 2014 г. NEW!

Российский Православный университет. Факультет церковных служений
Курсы катехизаторов во имя сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского
Программа 9-х Фаддевских чтений.
Место: Богоявленский пер., храм Богоявления, актовый зал в большом корпусе. Метро: пл. Революции.
Время: 1-й день 28.12.2014 (Воскресенье), 16.00 и
2-й день 31.12.2014 (среда) после литургии и трапезы начало в 11.30-12.00.
Тема: «Молитва – дыхание души» в связи с 700-летием прп. Сергия Радонежского.
1-й день
Вступительное слово: прот. Геннадий Нефедов, декан ФЦС РПУ.
Игумен Петр (Пиголь), насельник Высокопетровского монастыря. «Иисусова молитва от прп. Григория Синаита до наших дней»
Прот. Николай Чернышев, клирик храма свт. Николая в Клениках «Молитва необходима не только монахам. Опыт свв. Алексия и Сергия Мечевых обучения молитве своих духовных чад»
Северина Н.С., преподаватель Фаддеевских курсов. «Новомученики и исповедники Российские о молитве в крайне стесненных условиях»
Головкова Л.А., сотрудник отдела Новейшей истории ПСТГУ. «От Царского Крыма до Крыма Красного террора»
Тузова О.А., преподаватель Фаддеевских курсов. «Апостольский подвиг святителя Луки Крымского»
Обсуждение сделанных сообщений
2-й день
Головкова Л.А., сотрудник отдела Новейшей истории ПСТГУ. «Мученики Пермской земли. 1918 год»
Северина Н.С., преподаватель Фаддеевских курсов. «Свт. Лука Крымский о скорбях и молитве»
Тел. для справок: +7 (963) 770 28 49, Лёвушкин Владимир

Приглашаются все желающие!
информация о I-VIII Фаддеевских чтениях на нашем сайте http://faddey-kurs.narod.ru/12.htm
Божественная Литургия в Богоявленском храме 31 декабря 2014 г. (среда).
По окончании Литургии братская трапеза и продолжение Фаддеевских чтений.
Накануне в Богоявленском храме 30 декабря (вторник) вечером - Всенощная.


 

VIII Фаддеевские чтения

г. Москва, 2013 г.

VIII Фаддеевские чтения прошли в Российском православном университете

29 и 31 декабря 2013 года в Российском православном университете прошли VIII Фаддеевские чтения.
Участники Чтений ежегодно собираются для того, чтобы почтить память выдающегося пастыря и педагога – священномученика Фаддея, архиепископа Тверского и приобщиться к духовному и педагогическому наследию новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Организатором Чтений являются Катехизаторские курсы во имя сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского, факультета церковных служений РПУ.
Открытие Чтений состоялось 29 декабря в конференц-зале университета.
Докладчиками являлись старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Л. А. Головкова; ведущий семинара, посвященного новомученикам и исповедникам Российским Катехизаторских курсов во имя сщмч. Фаддея при РПУ Н. С. Северина; О.А.Тузова, преподаватель Курсов; член общества почитателей памяти сщмч. митр. Серафима (Чичагова) и игум. Серафимы (Черной-Чичаговой) В. А. Левушкин и участники постоянно действующего семинара Фаддеевских курсов. В год 400-летия династии Романовых на Чтениях значительное внимание было уделено подвигу и нравственным урокам жития Царственных страстотерпцев. Также темы выступлений касались духовного наследия сщмч. Фаддея, сщмч. Серафима (Чичагова), сщмч. Аркадия (Остальского).
Чтения продолжили работу 31 декабря в день памяти сщмч. Фаддея в храме свт. Николая Чудотворца «Красный звон» после Божественной литургии. Основной темой второго дня конференции было обращение в Православие Дармштадтских принцесс Эллы (прмц. великой княгини Елизаветы Феодоровны) и Аликс (св. императрицы Александры Феодоровны), и их последующий путь к святости.
Как всегда участники Чтений поучались от премудрых, растворенных любовью слов и опыта сщмч. Фаддея и других подвижников веры ХХ века.
(информация сайта РПУ
http://рпу.рф/index.php/informatsiya/novosti-rpu/1388391686.html)

1-й день 29 декабря 2013 г. Российский православный университет (Новая пл. 12)

https://yadi.sk/d/BuN61PZ6hXiLP
(видео)

Вступительное слово директора Курсов
катехизаторов во имя сщмч. Фаддея о.Игоря Киреева

https://yadi.sk/d/_vnSrVkuhXiKC
(видео)

https://yadi.sk/d/H_Hx949WhXiHY
(видео)

Лидия Алексеевна Головкова,
ст.н.с. отдела новейшей истории ПСТГУ. «Памяти Царственных страстотерпцев».
Владимир Анатольевич Левушкин, член общества почитателей
сщмч. митр. Серафима (Чичагова) и иг. Серафимы (Чичаговой-Черной).«Царь-страстотерпец Николай II
и священномученик Серафим (Чичагов) в прославлении
прп. Серафима Саровского».

 

Священник Игорь Киреев, руководитель Курсов во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Вступительное слово. Лидия Алексеевна Головкова, ст.н.с. отдела новейшей истории ПСТГУ. «Памяти Царственных страстотерпцев». Владимир Анатольевич Левушкин, член общества почитателей сщмч. митр. Серафима (Чичагова) и иг. Серафимы (Чичаговой-Черной). «Царь-страстотерпец Николай II и священномученик Серафим (Чичагов) в прославлении прп. Серафима Саровского». Братская трапеза
2-й день 31 декабря 2013 г. Память сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского. Храм свт. Николая «Красный звон» (Никольский пер. 6)
Ольга Антоновна Тузова, преподаватель Фаддеевских курсов катехизаторов. «Духовный подвиг святой Императрицы Александры Феодоровны и святой Великой Княгини Елизаветы Феодоровны Романовых в контексте истории России ХХ века».
http://yadi.sk/d/26Pgs0iDFLVws (материалы)
http://yadi.sk/d/ujUfvGGfFLW45 (звук)
Ольга Борисовна Новоженина, к.и.н. «Святой страстотерпец Царь Николай II и его роль в прославлении русских святых в начале ХХ века».
Лидия Алексеевна Головкова, ст.н.с. отдела новейшей истории ПСТГУ. «Памяти Царственных страстотерпцев».
http://yadi.sk/d/KJPYgRnLFLVm7 (слайды)
http://yadi.sk/d/U-xoQ2K5FLVsX (звук)
Священник Игорь Киреев, руководитель Курсов во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Заключительное слово.

 

VII Фаддеевские чтения

г. Москва, 2012 г.

VII Фаддеевские чтения прошли в РПУ в день памяти сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского, 31 декабря.
Чтениям предшествовало праздничное соборное богослужение (утреня и литургия) в университетском храме во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (нижний Покровский храм) силами клириков – преподавателей Фаддеевских катехизаторских курсов и Высоко-Петровского монастыря.
Как и в предыдущие шесть лет, чтения были посвящены освоению духовного и педагогического наследия новомучеников и исповедников Российских. В 2012 году они явились продолжением конференции «Катехизаторское служение на приходе», состоявшейся там же в РПУ четырьмя днями раньше, и имели основной своей темой «Катехизаторское служение в свете духовного и педагогического наследия новомучеников и исповедников Российских».
С сообщениями выступили иеродиакон Лаврентий (Полешкевич) (Высоко-Петровский монастырь, заместитель декана факультета церковного служения РПУ), Н. С. Северина (ведущий преподаватель спецкурса «Духовное и педагогическое наследие новомучеников и исповедников Российских» на Фаддеевских курсах), выпускники – участники спецкурса, преподаватели и приглашенные докладчики.
Духовно-образовательные традиции Высоко-Петровского монастыря, наследие священномученика Фаддея (в особенности его «Записки по дидактике») и священномученика Серафима (Чичагова) были в центре внимания чтений. Обсуждалась их актуальность для современной церковной жизни. Были представлены новые формы катехизаторской работы, в частности, связанные с паломническими походами и поездками по местам, связанным с памятью жертв гонений ХХ века. Отдельное внимание было уделено теории о. Павла Флоренского о предназначении рода, как побуждающей к изучению своего родословия и призывающей к личной ответственности за судьбу рода.

 

Видео доклады на VII Фаддеевских чтениях. 31 декабря 2012 года.
Приветственное слово. Директор Катехизаторских курсов во имя сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского при РПУ иерей Игорь Киреев иеродиакон Лаврентий (Высоко-Петровский монастырь, заместитель декана факультета церковного служения РПУ)
https://yadi.sk/d/hkMCOi4QhYSD7
(видео выступлений)
Северина Н.С. (ведущий преподаватель спецкурса «Духовное и педагогическое наследие новомучеников и исповедников Российских» на Фаддеевских курсах)
https://yadi.sk/d/LSyWJn1NhYSRT
(видео выступлений)
Новоженина О.Б.
https://yadi.sk/d/_F40uQZNhYSKT
(видео выступлений)
Красикова О.В.  

 

К 15-летию Курсов катехизаторов во имя сщмч. Фаддея Тверского
(видео выступлений IV, V, VI Фаддеевских чтений)

VI Фаддеевские чтения 2011 г.
Л.А. Головкова "Жены-мироносицы XX века"
А.А. Мановцев "Духовный путь царицы-мученицы
Александры Федоровны"
О.А. Тузова "Несгибаемая духом"

https://yadi.sk/d/Jr4XrPLIhYVcB
(видео выступлений)

https://yadi.sk/d/4m2uaSo2hYWVH
(видео выступлений)

https://yadi.sk/d/YpuVK6j-hYS6C
(видео выступлений)

V Фаддеевские чтения 2010 г.

Презентация нового документального фильма «Экклесиа» Таланкина Дмитрия Игоревича А.А.Мановцев, «Святитель Иоанн Максимович,
как ревнитель новомучеников Российских».

https://yadi.sk/d/krELQcnqhYVor
(видео выступлений часть №1)

https://yadi.sk/d/7coXr2zXhYWC6
(видео выступлений часть №2)

https://yadi.sk/d/ChSkyF6whYRz3
(видео выступлений)

IV Фаддеевские чтения 2009 г.

1. О.Н.Красикова, «Беседы со студентами о заповедях блаженств по учению сщмч. Онуфрия (Гагалюка)».
2. В.Г.Фuлuппoв, «Проектная деятельность школьников, как система освоения знаний по духовному краеведению».
3. Л.А.Головкова, «Духовное наследие иконописца Владимира Комаровского».
Л.А.Головкова,
«Крестный ход Соловки–Бутово»
https://yadi.sk/d/lMx8WVRVhYRqS
(видео выступлений)
https://yadi.sk/d/AwDIkAiXhYRsk
(видео выступлений)
 

 

VI Фаддеевские чтения

г. Москва, 2011 г.

VI Фаддеевские чтения (2 день работы)

31 декабря 2012 г. в Российском Православном институте святого Иоанна Богослова прошел второй день работы VI Фаддеевских чтений, традиционно посвященных подвигу новомучеников и исповедников Российских. Предлагаем вам фоторепортаж второго дня работы Чтений.
По итогам VI Фаддеевских чтений выпущен DVD диск, на который вошли видео и аудио выступления участников чтений.

  На Божественной Литургии в домовом храме
Рождества Христова РПИ св. Иоанна Богослова
Братская трапеза
Л.А. Головкова "Жены-мироносицы XX века" От благодарных слушателей курсов Н.П. Корнева читает стихи
А. Солодовникова.
  О.Н. Красикова "Приближитесь Господу,
и приближится вам"
Н.С. Северина преподаватель спецкурса
"Духовное наследие новомучеников" и
организатор Чтений

VI Фаддеевские чтения (1 день работы)

25 декабря 2011 г. в Богоявленском храме прошел первый день работы VI Фаддеевских чтений, традиционно посвященных подвигу новомучеников и исповедников Российских. Предлагаем вам фоторепортаж первого дня работы Чтений.

Н.С. Северина "Когда вся жизнь становится чудом" О.Н. Красикова "Приближитесь Господу, и приближится вам"
А.А. Мановцев "Духовный путь царицы-мученицы Александры Федоровны" О.Б. Новоженина "История создания и деятельности
православной общины храма Живоначальной
Троицы в Никитниках"
О.А. Тузова "Несгибаемая духом"
Л.В. Куликова "Сщмч. Фаддей и крестовая сестра Марфо-Мариинской
обители княжна Татьяна Голицина"
О.В. Варламова "Хлеб Небесный"

 

V Фаддеевские чтения «Уроки отцов»

г. Москва, Высоко-Петровский монастырь, 26 декабря 2010 г.

26 декабря 2010 года в Высоко-Петровском монастыре по благословению Преосвященнейшего Меркурия, епископа Зарайского, прошли V Фаддеевские чтения, посвященные подвигу новомучеников и исповедников Российских. По традиции чтения, председателем которых является заведующий Сектором катехизации и воскресных школ Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви священник Игорь Киреев, состоялись в последнее воскресенье перед 31 декабря – днём памяти священномученика Фаддея Тверского.

Тема Чтений в этом году – «Уроки отцов». Сообщения о священномучениках Серафиме (Чичагове), Фаддея Тверском, Сергие Мечеве, Романе Медведе и многих других прозвучали в докладах выпускников Фаддеевских курсов, опытных педагогов В.Л.Меньшовой, Н.С. Севериной, О.В.Варламовой, О.Н.Красиковой. Доклад о преемственности традиций старчества Зосимовой пустыни и Высоко-Петровского монастыря представила сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Е.Г.Балашова. 11 докладов и сообщений, новый документальный фильм режиссера Д. Таланкина «Экклесиа», музыка священномученика Серафима (Чичагова) составили программу нынешних Чтений, которые с каждым годом привлекают всё большее число слушателей.

Чтения начались молебном перед ракой с частицей мощей священномученика Фаддея в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского монастыря. В молебне и последующей работе Чтений приняли участие более шестидесяти человек, гостей, преподавателей, слушателей и выпускников Курсов. Директор Курсов священник Игорь Киреев по окончании молебна отметил важность темы V Фаддеевских Чтений для слушателей курсов, будущих катехизаторов и церковных педагогов.

1. Наталья Семеновна Северина, преподаватель спецкурса «Духовное наследие новомучеников Российских» Катехизаторских курсов во имя сщмч. Фаддея Тверского Доклад «Уроки отцов».

материалы доклада1 | материалы доклада2 | материалы доклада3

2. Андрей Анатольевич Мановцев, преподаватель воскресной школы. Доклад «Святитель Иоанн Максимович, как ревнитель новомучеников Российских».

материалы доклада

3. Сергей Домалевский, выпускник Фаддеевских курсов, пьесы для фортепьяно священномученика Серафима Чичагова.

4. Ольга Николаевна Красикова, выпускница Катехизаторских курсов во имя сщмч. Фаддея Тверского, педагог. Доклад «Иконы сщмч. Серафима Чичагова (взгляд в прошлое и настоящее)».

материалы доклада

5. Новоженина Ольга Борисовна, преподаватель истории. Доклад «Протоиерей Илья Громогласов и архиепископ Тверской Фаддей – союз земной и небесный».

6. Раиса Дмитриевна Шатохина, архивариус Валаамского подворья. Доклад «Священномученик Фаддей Успенский и Валаамское подворье в Москве».

материалы доклада

7. Презентация нового документального фильма «Экклесиа» Таланкина Дмитрия Игоревича. Режиссер рассказал о фильме, который представляет собой авторское документальное кино о молодежи, вере, Церкви и новомучениках. Церковь как мистическое Тело Христово, собрание призванных, живых и ушедших; новомученики и исповедники Российские, вымолившие нас сегодняшних; цельная в своем жизненном строе православная молодежь, - вот только некоторые из тем 4-х серийной кинокартины, снятой по материалам деятельности Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Участники Чтений посмотрели фрагмент фильма «Казахский тракт».

8. Виктория Львовна Меньшова, учитель, выпускница Катехизаторских курсов во имя сщмч. Фаддея Тверского. Доклад «Бисер духовный священноисповедник Роман Медведь об обретении покоя духа».

материалы доклада

9. Елена Григорьевна Балашова, сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Доклад «Зосимова Пустынь и Высоко-Петровский монастырь – традиция духовного преемства».

материалы доклада

10. Ольга Владимировна Варламова, директор Воскресной школы при храме Рождества Богородицы в г. Балашиха. Доклад «Советы новомучеников и исповедников Российских о воспитании подрастающего поколения».

11. В.А. Левушкин. Доклад "Почитание новомучеников Российских на объединенном приходе храмов святителя Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы, что в Петровском парке".

материалы доклада

Некоторые материалы докладов размещены на сайте Курсов катехизаторов во имя сщмч. Фаддея Тверского http://faddey-kurs.narod.ru. По итогам работы Чтений выпущен DVD диск, на котором представлены видео, аудио материалы всех выступлений, а также презентации докладчиков. Кроме того на диске размещены архивные материалы I, II, III, IV Фаддеевских чтений.


 

IV Фаддеевские чтения

«Духовное наследие новомучеников и исповедников Российских в помощь современному православному преподавателю»

г. Москва, Высоко-Петровский монастырь, 27, 31 декабря 2009 г.

27 и 31 декабря по благословению епископа Зарайского Меркурия, Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви в Высоко-Петровском монастыре прошли IV Фаддеевские чтения «Духовное наследие новомучеников и исповедников Российских в помощь современному православному преподавателю».

Чтения организованы Богословско-педагогическими (катехизаторскими) курсами во имя сщмч. Фаддея Тверского, которые возглавляет заведующий сектором катехизации и воскресных школ Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ иерей Игорь Киреев. Чтения традиционно приурочены к дню памяти священномученика Фаддея, епископа Тверского, и начинаются молитвословием у частицы мощей священномученика, находящейся в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского монастыря.

В самый день памяти святого была отслужена Божественная литургия, на которой вместе с другими прихожанами обители молились слушатели, выпускники и преподаватели катехизаторских курсов, участники Фаддеевских чтений. Епископ Меркурий, посетив одно из заседаний Чтений, обратился к собравшимся с архипастырским словом и преподал им свое благогсловение.

Доклады на Чтениях были посвящены духовному наследию сщмч. Онуфрия (Гагалюка),  прписп. Гавриила (Игошкина), последнего настоятеля Высоко-Петровского монастыря архиепископа Варфоломея (Ремова), иконописца Владимира Комаровского, православной семьи Верховцевых.  Также прозвучали доклады об использовании духовного наследия новомучеников в преподавании «Основ православной культуры», истории России, краеведения. В Чтениях приняли участие сотрудники Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, директора и преподаватели воскресных школ, преподаватели предмета «Основы православной культуры», выпускники и слушатели Катехизаторских курсов во имя сщмч. Фаддея Тверского.


Приветствие участникам
IV Фаддеевских чтений председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
епископа Зарайского Меркурия

I день работы чтений 27 декабря 2009 г.

Вступительное слово священника Игоря Киреева, руководителя Катехизаторских курсов во имя сщмч. Фаддея Тверского

1.Ольга Николаевна Красикова, выпускница Катехизаторских курсов во имя сщмч. Фаддея Тверского, педагог. «Беседы со студентами о заповедях блаженств по учению сщмч. Онуфрия (Гагалюка)». материалы доклада

2.Фuлuппoв В. Г., преподаватель Основ Православной Культуры, Духовного краеведения Подмосковья. «Проектная деятельность школьников, как система освоения знаний по духовному краеведению». материалы доклада

3.Лидия Алексеевна Головкова, cт. н. c. отдела новейшей истории РПЦ Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, гл. редактор книг памяти «Бутовский полигон». «Духовное наследие иконописца Владимира Комаровского». материалы доклада

4.Людмила Владимировна Куликова. «Духовное наследие прп. исп. Гавриила (Игошкина)». материалы доклада

5.Андрей Анатольевич Мановцев, преподаватель воскресной школы в Андреевском монастыре, доцент. «Свт. Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович), как ревнитель памяти Царя-Страстотерпца». материалы доклада

6. Елена Григорьевна Балашова, сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви «Последний настоятель Высоко-Петровского монастыря, архиепископ Варфоломей (Ремов), как педагог и духовный наставник». материалы доклада

7. Валентина Николаевна Кузовлева, преподаватель предмета "Основы православной культуры", зам.директора по научно-методической работе, научный руководитель проекта "Введение в отечественную духовную традицию". «Не жива страна без праведников...» (о судьбе православной семьи Верховцевых)» материалы доклада

II день работы чтений 31 декабря 2009 г.

Братская трапеза

Начало работы второго дня Чтений

1.Виктория Львовна Меньшова, учитель, выпускница Катехизаторских курсов во имя сщмч. Фаддея Тверского «Уникальность иконы «Новомученики и исповедники Российские» и ее мощный духовный потенциал в преподавании уроков по отечественной истории в воскресной и общеобразовательной школах». материалы доклада

2.Ольга Владимировна Варламова, директор Воскресной школы при храме Рождества Богородицы в г. Балашиха. «Две катехизические беседы с молодежью о Церкви и богослужении».

3.Вячеслав Борисович Артамонов, директор Воскресной школе при храме Новомученников и исповедников в Бутово «Нарастание антицерковных и антихристианских настроений в Российском обществе 19в. (по книге свт. Феофана Затворника: «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия»).

4.Лидия Алексеевна Головкова , cт. н. c. отдела новейшей истории РПЦ Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, гл. редактор книг памяти «Бутовский полигон». «Крестный ход Соловки–Бутово».

5.Вячеслав Борисович Артамонов, директор Воскресной школе при храме Новомученников и исповедников в Бутово. «Поэты серебряного века о России и революции».

Заключительное слово священника Игоря Киреева

По материалам IV Фаддеевских Чтений выпущен DVD диск с видео и аудио записями докладов Чтений. Также на диске размещены все доклады и презентации выступлений не вошедшие на данную страницу сайта из-за большого объема файлов. На диске представлены и архивные материалы прошлых Фаддеевских чтений.


 

III Фаддеевские чтения

"Новомученики и исповедники российские: современное восприятие"

г. Москва, Высоко-Петровский монастырь, 28, 31 декабря 2008 г.

III Фаддеевские чтения «Новомученики и исповедники российские: современное восприятие» прошли в столице в дни празднования памяти священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. По традиции местом проведения чтений стало Патриаршее подворье Высоко-Петровского монастыря. Организатором чтений выступает Синодальный отдел религиозного образования и катехизации.

«Наследие новомучеников и исповедников российских в деле воспитания и образования велико и полностью не изучено, оно только ищет своего исследователя. И задача Фаддевских чтений – донести это наследие до сознания нынешней педагогической общественности», – отмечалось на Первых чтениях, посвященных памяти святителя-новомученика. В 2007 году главной темой чтений, прошедших в дни семидесятилетия мученической кончины архиепископа Фаддея, был назван опыт созидания приходских общин новомучениками и исповедниками ХХ века и его актуальность в современной церковной жизни.

I день работы чтений 28 декабря 2008 г.

Вступительное слово священника Игоря Киреева, руководителя Катехизаторских курсов во имя сщмч. Фаддея Тверского

1.Преподобномученик Игнатий (Лебедев) - старец Высоко-Петровского монастыря (к 70-летию мученической кончины). Елена Григорьевна Балашова, сотрудник Отдела РОиК.

2.Екатеринбургское заточение (к 90-летию мученической кончины царственных страстотерпцев). Андрей Анатольевич Мановцев, преподаватель воскресной школы в Андреевском монастыре, математик, доцент.

3.«Дидактика» священномученика Фаддея (Успенского) как методическая основа преподавания вероучительных дисциплин. Наталья Семеновна Северина, преподаватель Богословско-педагогических курсов во имя священномученика Фаддея.

4.Крымские новомученики. Ольга Антоновна Тузова, преподаватель Катехизаторских курсов во имя сщмч. Фаддея Тверского

5.«Урок любви» в воскресной школе (на основе жизнеописания и писем из лагеря священноисповедника Романа Медведя). Юлия (Виктория Львовна) Меньшова, учитель, православный педагог, выпускница Богословско-педагогических курсов во имя священномученика Фаддея.

6.Православная научно-просветительская экспедиция «Бутово» (походы по местам служения бутовских новомучеников). Анатолий Викторович Мордашов, руководитель паломнической службы при храме Новомучеников и исповедников российских в Бутово. материалы_доклада

7. «Жить не по лжи!» (О жизни и творчестве А.И.Солженицына, 1918-2008). Ольга Сергеевна Шавард, учитель литературы.

Заключительное слово священника Игоря Киреева


 

II Фаддеевские чтения

«Опыт созидания приходских общин новомучениками и исповедниками Российскими и его актуальность в современной церковной жизни»

г. Москва, Высоко-Петровский монастырь, 30 - 31 декабря 2007 г.

Фаддевские чтения проходили 30 и 31 декабря 2007 года в Нарышкинских Палатах Патриаршего Подворья Высоко-Петровского монастыря. Чтения проводились Отделом религиозного образования и катехизации РПЦ по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в дни семидесятилетия мученической кончины священномученика Фаддея архиепископа Тверского.

На Чтениях были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Как святые пастыри и святители возрождали и сохраняли приходскую жизнь во время гонений XX века. Методы катехизации во время гонений.
  2. Что из опыта устроения прихода ХХ века мы можем заимствовать в наши дни?
  3. Положительный опыт приходской жизни сегодня.
  4. Трудности в деле построения прихода и причины, препятствующие приходской жизни.

I день работы чтений 30 декабря 2007 г.

1. Вступительное слово архимандрита Иоанна (Экономцева), председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Правослвной Церкви.

2. Зинаида Петровна Иноземцева, сотрудник государственного архива, сотрудник игумена Дамаскина (Орловского). "Житие священномученика Фаддея, архиепископа Тверского как историко-агиографический источник".

3. Ольга Николаевна Красикова, преподаватель Московской финансово-юридической академии, слушательница спецкурса Богословско-педагогических курсов во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. "Священномученик Василий, епископ Кинешенский, как глава сплоченной православной общины. Методы катехизации во время гонений".

4. Марина Алексеевна Егорова, доцент Московского психолого-педагогического университета. "Историческая преемственность теории и практики психологического воспитания (по трудам священномученика Владимира, митрополита Киевского).

5. Протоиерей Константин Островский, благочинный церквей Красногорского округа Московской области "Некоторые концептуальные проблемы приходской общины".

6. Обсуждение доклада протоиерея Константина Островского "Некоторые концептуальные проблемы приходской общины".

7. Виктория Львовна Меньшова, "Священномученик Роман Медведь как предстоятель и предводитель народа Божия".

II день работы чтений 31 декабря 2007 г.

1. Константин Артемьев, слушатель спецкурса Богословско-педагогических курсов во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского."Священномученик Серафим Чичагов о возрождении приходской жизни и его подвиги на этом поприще".

2. Ольга Владимировна Варламова, директор и преподаватель Воскресной школы, выпускница Богословско-педагогических курсов во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского."Маросейская община - бастион духа в разъяренном море богоборчества".

3. Наталья Семеновна Северина, преподаватель Богословско-педагогических курсов во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского."Священномученик Илья Четверухин и приход храма святителя Николая в Толмачах. Домашняя церковь в деле собирания духовных чад".

4. Ольга Борисовна Новоженина, выпускница Богословско-педагогических курсов во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского."Почему распалась община священномученика Сергея Голощапова".

5. В. Б. Артамонов, директор Воскресной школы, "Созидание приходской жизни при храме на Бутовском полигоне".

6. Людмила Григорьевна Лопухина, "О приходе храма трех святителей на Кулишках".

7. Антоний Владиленович Ракушин, сотрудник Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, "Роль катехизатора в процессе становления прихода. Размышления".

8. Наталия Ивановна Корнева, выпускница Богословско-педагогических курсов во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского."Роль регента церковного хора в создании особой атмосферы прихода. Миссионерское делание регента".

9. Заключительное слово священника Игоря Киреева, зав. сектором церковно-приходского образования Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, директора богословско-педагогических курсов во мя священномученика архиепископа Фаддея Тверского


 

I Фаддеевские чтения

г. Москва, Высоко-Петровский монастырь, 31 декабря 2006 г.

I Фаддеевские чтения проходили по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Высоко-Петровском монастыре 31 декабря 2006 года в день памяти священномученика Фаддея Тверского. Они были организованы Синодальным отделом религиозного образования и катехизации.

Чтения проходили под председательством архимандрита Иоанна (Экономцева), возглавляющего Отдел и священника Игоря Киреева, заведующего сектором церковно-приходского образования Отдела, директора богословско-педагогических курсов во имя сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского.

Вступительное слово священника Игоря Киреева  было посвящено созданию церковной службы священномученику Фаддею Тверскому, совершенной накануне на Всенощном бдении. Замечательно то, что ее создание непосредственно связано с Высоко-Петровским монастырем. Схимонахиня Игнатия (Петровская) (+2004 г.), духовная дочь прпмч. Игнатия (Лебедева), который служил в монастыре до своего ареста в 1934 году, внесла решающий вклад в создание службы сщмч. Фаддею. Причем это произошло на 102 году ее жизни, вскоре после ее пострига в схиму, совершенного клириком патриаршего подворья в Высоко-Петровском монастыре.

Программа чтений началась выступлением группы слушателей богословско-педагогических курсов во имя сщмч.  Фаддея Тверского. Они представили литературную композицию  «Эпизоды из жизни священномученика Фаддея».

Выступление М.А. Егоровой, доцента Московского городского психолого-педагогического университета было посвящено педагогическим воззрениям нашего небесного покровителя.

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской о профессионально значимых качествах педагога как воспитателя и учителя

В год празднования 2000-летия Рождества Христова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «покинув социальное гетто и вновь став мощной созидательной и объединяющей духовной силой в обществе, Русское Православие возвращает себе то место в народной жизни, которое на протяжении тысячелетней отечественной истории принадлежало ему по праву деятельного соработничества и являлось определяющей силой в становлении государственности, в формировании национальной культуры и духовного облика народа».

Ныне и государство, и общество признают, что духовно-нравственное возрождение является непременным условием самого существования народа России. Соответствующие преобразования в некоторой степени затронули и образовательную политику.

Предстоит огромная работа. Чтобы только переломить ситуацию в желаемом нами направлении, видимо, потребуются сроки, превышающие земную жизнь современников. Есть ли тот источник и где найти ту поддержку, которые бы влили живительное содержание в современную педагогическую деятельность?

Не подлежит сомнению, что без опоры на святоотеческое наследие, без восстановления преемственности теоретико-методологических основ отечественной педагогики и психологии бесполезно говорить о духовно-нравственном развитии молодых людей. «Русская Православная Церковь на примере своих мучеников дала образец нравственного совершенства, мужества, незамутненного видения вечного смысла жизни для себя и всего мира», - отмечает автор жития Владыки игумен Дамаскин (Орловский). Их духовный опыт, бережно сохраненный Русской Православной Церковью, особенно полезен, педагогам, которые по роду своей профессиональной деятельности призваны воспитывать нравственную личность, патриотов своего Отечества.

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской на протяжении многих лет занимался педагогической и просветительской деятельностью. Он ставил перед собой задачу «дать возможность учителям и учительницам отнестись к своему делу сознательно и разобраться в массе многочисленных, нередко неправильных теорий и взглядов на дело воспитания и обучения». Фундаментальный труд Владыки по педагогике и воспитанию - «Записки по дидактике (общей и методике Закона Божия и славянского языка)» для учителей церковно-приходских школ вышел в свет в 1902 году в Уфе. А впервые переиздан в 2003 году в Твери Фондом «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви».

Живо и современно звучат слова архиепископа Фаддея о начальном образовании, его задачах, содержании и дидактических приемах, об умственных и нравственных качествах учителя. В нашем «просвещенном» XXI веке педагогика и психология также рассматривают проблемы, анализируемые в «Записках», но сужают их до рассмотрения в исключительно научно-материалистическом аспекте. Исследования о нравственном и духовном развитии крайне редки. Они отрывочно встречаются в контексте неутешительного анализа картины современного Детства, что прозвучало в выступлении президента РАО Н.Д.Никандрова на прошлых Рождественских чтениях: «Психология из науки о Душе превратилась в науку об ее отсутствии».

Но более чем за 100 лет до этих слов академика сщмч. Фаддей писал: «если бы во время школьного учения все заботы воспитателя направить только на изучение наук, развитие душевных способностей дитяти было бы односторонним, - даже более, развитие одного ума могло бы вредно отразиться на развитии сердца и воли». Развитие воли и добрых качеств сердца архиепископ Фаддей видит делом более важным, чем развитие ума: «Мы ценим человека не столько за его ум, сколько за его доброе сердце или твердую волю и характер». Без воспитания учение теряет смысл и успех. Этот тезис является базисным в педагогическом наследии священномученика.

Сщмч. Фаддей указывал, что, в отличие от учения, которое может быть прекращено в любой жизненный период, воспитание продолжается всю жизнь, в которой Верховным Воспитателем является Сам Бог. Проводя анализ педагогических идей и систем российских и зарубежных педагогов, психологов, философов, автор называет крайне опасным бытующее заблуждение, что воспитание может идти независимо от религии. Он приводит убедительные доказательства увеличения числа преступлений среди детей в результате отрешения воспитания от религии.

Сщмч. Фаддей обращается к учителям и учительницам с назиданием о необходимости изучать личные особенности воспитанников, детскую природу. При этом он раскрывает психологическое своеобразие детей с разными темпераментами, особенности их учения и воспитания. Важное значение архиепископ Фаддей уделяет личностным и нравственным качествам учителя в учебно-воспитательном деле: «Учитель имеет дело с душой детей. А чтобы воздействовать на душу, нужно учителю самому иметь такие качества, какие он желает воспитать в детях». Дело в том, что дети еще не привыкли к самостоятельному образу действий, а потому заимствуют у взрослых слова, действия, настроения. Именно подражательные способности ребенка значительно облегчают доброе воздействие на них. Призвание учителя требует личного примера и даже известного самоотречения. Он постоянно и добросовестно повышает, говоря современным языком, свой образовательный уровень, стремится, чтобы урок занял и заинтересовал детей, «не допуская лишь забивать голову их сведениями, которые совсем не могут дать пищи живому их чувству и самостоятельному размышлению». Как бы, казалось, ни опытен был учитель, ему необходимо изучать дело воспитания и обучения не только практически, но и теоретически, путем чтения педагогических сочинений или бесед с людьми опытными и знающими. «Благодаря практике, - писал сщмч. Фаддей, - у учителя часто устанавливаются слишком однообразные приемы преподавания, а это может легко сделать преподавание безжизненным. Чтение при однообразии учебной деятельности может освежающим образом действовать на душу» (Записки, с.48).

В беседах с учителями святитель заботливо предостерегал их от такого преподавания, которое освещает только небольшое пространство, находящееся под ногами. Чтобы избежать этого, следует изучать законы душевной жизни, то есть научные, психологические основы приемов преподавания. Например, знать, почему в начальной школе следует учить наглядно и по звуковому, а не буквосочетательному методу.

Особую ответственность сщмч. Фаддей возлагает на учителя в отношении содержательной стороны учения. Так, с особой тщательностью он приводит рекомендательный список авторов. В начале XXI века в период глобализации образования крайне актуально звучат слова архиепископа: «Что касается иностранных педагогов, то следует быть осторожным при выборе чтения из их сочинений, потому что, читая их, нужно суметь разобраться во взглядах, нередко односторонних, неправильных или неприменимых к нашей русской школе. Из иностранных педагогов нельзя оставить без упоминания Яна Амоса Каменского, Песталоцци и др. Что касается педагогических сочинений таких лиц, как Руссо, Спенсер, Бэн и т.п., то без ущерба для дела можно и не браться за них учителю нашей школы. Лежащие в основе их педагогических взглядов философские воззрения сообщают им характер, совершенно не соответствующий здравым христианским взглядам на воспитание и обучение» (Записки, с.49).

Возвращаясь к характеристике личностных и профессиональных качеств учителя, отметим, что Владыка выделял «учителя по призванию», то есть того, кто интересуется проявлениями детской природы. В нём (учителе) должны присутствовать добросовестность, последовательность характера, любовь к детям, справедливость. «Без справедливости любовь не может быть истинною и превратится в потворство слабостям детей» (там же, с.61). И далее: «Истинно христианская любовь небезразлично ко всему относится - она сорадуется только истине и не мирится с неправдою, хотя и долго снисходит». Христианская любовь проявляется в постоянной благожелательности, отсутствии всякого эгоизма. Терпение и полная справедливость во всем придают характеру учителя твердость и последовательность.

Отдельно в трудах Владыки рассматривается вопрос о внешности учителя, о подражательности детей. Естественность и простота в общении и поведении взрослого тонко воспринимаются ребенком, а потому учитель должен понимать, что внутренне состояние души и внешнее проявление этого состояния нуждаются в особой работе. Например, учитель, которому недостает естественной живости, должен заботиться не столько о быстроте движений, сколько о живости и занимательности своих вопросов к классу.

Сщмч. Фаддей сам обладал исключительным преподавательским даром, глубокими знаниями психологии детей. В раскрытии научных и духовных тайн он обдуманно реализует важнейшие дидактические принципы: последовательности, наглядности, логичности изложения материала, обращения к личному опыту учащихся, учета как возрастных, так и индивидуальных особенностей их психического развития.

По форме его уроки - это и монологические повествования учителя, дающие детям основы знаний об изучаемом предмете, и диалогические беседы, когда учитель ставит вопросы на воспроизведение знаний, простые и сложные мыслительные операции, эвристические открытия. Именно эти «открытия» ребенком Божественного смысла жизни и преобразование ребенком собственной жизни сообразно Закону Божию составляют суть преподавательского труда.

Синодальный ревизор, помощник имперского наблюдателя церковных школ, действительный статский советник В.Т.Георгиевский, инспектировавший занятия архиепископа Фаддея, в записке на имя высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Волынского писал: «Давно не переживал таких светлых минут, какие   пережил в течение трех дней пребывания на учительских курсах в Житомире! Что за человек этот кристально чистый, как драгоценный сосуд из горного хрусталя, Владыка Фаддей! Какой чистый, как из усердно возженной лампады, струится от него теплый, мягкий свет. Как ласково греет и затем воспламеняет сердечные чувства, увлекая на все чистое, святое и доброе. Его лекции, полные эрудиции, новых и интересных доводов в защиту и уважение идеалов церковной школы, доставили мне много истинных наслаждений».

В статье «Несколько мыслей о проповедничестве» архиепископ Фаддей, опираясь на опыт Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Двоеслова и других великих христианских подвижников, обращается к священнослужителям как к учителям человеческих душ. Для современного педагога эта статья исключительно важна, ибо и они в воспитательной и образовательной деятельности обращаются не только к разуму, но и к душам своих воспитуемых. В этой статье Владыка Фаддей, по сути, формулирует принципы, определяющие качество педагогического мастерства:

-слово должно быть живым и одушевленным, оно должно быть как бы лишь естественным изнесением наружу того, что сам учащий прежде уже пережил, о чем он много думал, что его волновало. Слово, чуждое такой живости и естественности, отличающееся искусственностью, придуманностью, не может быть вполне действенным;

- слово может быть названо живым только тогда, когда оно способно затронуть какие-нибудь движения в душе учащихся;

- необходимо позаботиться о выборе предмета, который бы заключал в себе назидание и в то же время увлекал учащихся. Необходимо вникнуть в их настроение, постараться отыскать убедительные доводы, найти какие-нибудь точки соприкосновения между образом мыслей и настроением своих слушателей;

-должно заботиться еще и о том, чтобы сказать ученикам нечто новое, стараться возвести их на высшую ступень нравственного совершенства, усвоения христианского идеала;

- каждая встреча, урок должны удивлять и поражать учащихся. Для этого важно провести предмет слова через горнило своего сердца, как бы приобщить его к хранящимся уже там духовным сокровищам;

- особую заботу приложить к тому, чтобы речь текла логически стройно, ясно, раздельно, чтобы ясен был главный предмет речи, объединяющий все частные мысли и конечную цель слова;

- непрестанно возобновлять свой запас познаний в области Священного Писания, обогащать память знакомством со святоотеческими творениями, больше знакомиться с жизнью и отражением её в литературе и науке.

Таким образом, мы видим, что в трудах священномученика Фаддея, пастыря, богослова и педагога, заложены важнейшие теоретико-методологические принципы современной педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения.
Марина Егорова, доцент Московского городского психолого-педагогического университета

О.В. Микушонов, учитель русского языка и литературы,  выпускник Курсов представил свой доклад «О воспитании».

Воспитание юношества на духовно-педагогическом наследии священномученика Фаддея

Священномученик архиепископ Фаддей - один из величайших молитвенников и подвижников XX века, отдавал много сил устроению дела церковного образования. С первых шагов на монашеском поприще он занимается преподавательской деятельностью. Первые летние курсы для учителей церковно-приходских школ он проводит в Смоленске в 1898 году, будучи преподавателем Смоленской Духовной семинарии. С 1901 года иеромонах Фаддей преподает основное, догматическое и нравственное богословие в Уфимской Духовной семинарии и одновременно занимается вопросами усовершенствования методики преподавания Закона Божиего, каждое лето собирает учителей церковно-приходских школ на педагогические курсы. Его деятельность как педагога-организатора продолжается и в тот период, когда архимандрит Фаддей был назначен ректором Олонецкой Духовной семинарии с 1904 по 1908 год. И после наречения архимандрита Фаддея во епископа Владимиро-Волынского подвижник неустанно трудится на ниве педагогического просвещения, преподает на летних курсах, посещает школы. Его капитальный труд «Записки по дидактике» (общей и методике Закона Божиего) создан в Уфе в 1902 году. В этой книге изложены взгляды священномученика на воспитание и образование.

Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла (Мф.,21,44) педагогической теории священномученика Фаддея. В общем и глубинном контексте, по убеждению православного педагога, самая жизнь с ее различными переменами, радостями и горестями не есть ли своего рода постоянная воспитательная школа, в которой Верховным Воспитателем  является Сам Бог?*

Обращаясь к опыту святой Церкви, архиепископ Фаддей основывает свою систему православного воспитания на учении святителя Феофана Затворника, который считал, что главная цель христианского воспитания - чтобы человек сказал себе, что он христианин (36). В вопросе, что более важно воспитание или образование, выдающий церковный педагог занимает однозначную позицию: без воспитания не имело бы успеха и самое обучение. Учитель обязан не только учить детей, но и воспитывать их (15).

Обосновывая свою позицию, архиепископ Фаддей указал на две главные причины, которые побуждают школу заниматься воспитанием прежде всего. Во-первых, с поступлением в школу дети удаляются из-под постоянного надзора родителей, и место их должна заступить школа, во-вторых, многие родители вверяют своих детей школе потому, что считают собственные силы недостаточными для того, чтобы дать вполне правильное воспитание (15).

Доказав первичность воспитания в деле просвещения юношества, определив цели христианского воспитания, выдающийся церковный педагог рассмотрел само понятие воспитание, смысл которого стерся от частого употребления, архиепископ Фаддей, изучив различные теории, пришел к выводу что христианское воспитание соединяет в себе все то, к чему стремятся педагоги, и только оно вполне достигает тех целей, которые педагоги ставят для воспитанников. Так, если говорят, что воспитание должно вести к счастью воспитанника, то только христианство и может дать истинное счастье человеку. Не отвергая  земных радостей, оно запрещает только неумеренную привязанность к ним и указывает человеку на истинную радость, которая состоит в молитвенном общении с Богом, в служении ближним в духе любви. Если говорят, что воспитание должно быть природосообразным, то, что сообразнее с природой человека: давать ли возрасти в душе дитяти различным страстям и привычкам (Руссо), потому что будто бы они свойственны природе человека, или подавлять их в самом начале, когда они еще не укрепились и легко могут быть искоренены? Что сообразнее с природой человека: с самого начала развивать и воспитывать в дитяти прирожденное душе человека стремление к Богу или оставлять это влечение на произвол судьбы, лишая чрез то всякого смысла и все прочие высшие стремления души? Если говорят, что воспитание должно обнимать все стороны жизни человека, то более всего это достигается чрез христианское воспитание, которое обнимает все силы души и тела человека.

Так, например, хотя религия христианская духовная, но она не запрещает заботиться о теле, напротив, заповедует человеку труд. Церковь не отвергает и искусства. Быть может, иной из крестьянских детей почти только в церкви и может получить художественное воспитание известного рода. Если многие педагоги утверждают, что воспитание должно быть гуманным, то кто может быть гуманнее христианина, который исполнен любви ко всем людям, как братии во Христе, - не говоря уже о том, что лишь христианство может научить истинной любви ко всем людям, не исключая врагов? (27-28)

Важное место в педагогических взглядах архиепископа Фаддея занимает учение о внутреннем опыте. Церковный педагог настаивает на необходимости воспитания самостоятельности. Он подчеркивает: Надзор необходим, потому что в начале воспитания нравственное чувство в воспитаннике не развито, и потому слово и пример воспитателя должны заменить для него совесть. Но потом воспитанник должен приучиться к самостоятельному образу действий, и потому его нужно по временам предоставлять самому себе. Цель воспитания состоит в том, чтобы воспитать в душе воспитанника свободную любовь к добру и свободное расположение к нравственному образу действий (80).

Предупреждая воспитанников и воспитанниц Олонецкой гимназии о том, чтобы кто-либо из них претерпел кораблекрушения в вере, по слову Апостола (1Тим.1,19), священномученик Фаддей напомнил, что опасности подвергаются, прежде всего те, кто с учением Церкви Христовой познакомились только из учебников, восприняли только по доверию к Церкви (279). Выпускник, подготовленный к жизненным испытаниям и невзгодам, в период обучения сам вдумывается в жизненное содержание христианства, самостоятельно пытается приобрести начатки опыта духовной жизни. Такой внутренний опыт мог бы приобрести каждый верующий сын Церкви, если бы внимательнее стал всматриваться в пути своей жизни, управляемой Промыслом Божиим (281). Этот опыт поможет молодому человеку избежать кораблекрушения на рифах позитивизма и эволюционизма.

Начала духовного опыта закладываются в самом раннем детстве, с научения бережному отношению к молитве, в школе этот труд продолжается на уроках Закона Божия, Церковного пения и Церковного чтения.

Для священномученика Фаддея значение церковнославянского языка в формировании опыта духовной жизни воспитанника неоценимо. Он указывает, почему следует изучать церковнославянский язык. Во-первых, церковнославянское чтение развивает ум, во-вторых, знание языка помогает внимательно и с пониманием слушать богослужения и, в-третьих, да чтуще молитеся и молящеся чтете (44).

Без овладения церковнославянским языком невозможно приобрести внутренний опыт духовной жизни. То, что в книгах церковно-богослужбных сокрыто сокровище, каждый знает из собственного опыта, а доступ к обладанию этим сокровищем может дать лишь церковнославянский язык (154). В то же время выдающийся педагог заметил, что наполовину понимаемое богослужение может производить такое обаятельное впечатление, что душа невольно приходит в настроение, соответствующее содержанию церковных чтений и песнопений. Но сколько раз увеличилось бы назидательность богослужений, если бы был открыт смысл всех чтений и песнопений! (154) Автор Записок по дидактике обращает внимание на значение церковнославянского языка для умственного развития юношества.

Дети, сравнивая славянские формы и обороты с русскими выражениями и словами, будут постоянно вдумываться в значение слов и оборотов, отличающихся от русских, следовательно, они будут находить в читаемом тексте славянском постоянную пищу для своего размышления, постоянную умственную работу (155) Но гораздо важнее то, что, читая церковные тексты, ученик овладевает еще возвышенным содержанием Священного Писания или богослужебных книг (156).

Воспитательный процесс непрерывный, он продолжается до тех пор, пока человек дышит, его невозможно остановить в какой-то определенной временной точке. Воспитание продолжается всю жизнь и никогда не оканчивается, тогда как учение может прекратиться в определенное время (15). Однако цель воспитания можно считать достигнутой в том случае, если питомцы свободно выбрали себе идеал добра, который потом был бы путеводною звездой в их жизни, нужно, чтобы этот идеал был написанным в сердцах (Рим.2,15)(296).

Труды священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, - это важнейший вклад в православную педагогику. В них нашло отражение учение о воспитании, предложены пути совершенствования методов преподавания, определено назначение церковной школы, которая  заботится о том особенно, чтобы учащиеся в ней не только получили разные знания, но и делались истинными учениками Христовыми (307).

Мысли архиепископа Фаддея, высказанные около ста лет назад, перекликаются с современным состоянием образования, со спорами о том, как и что преподавать в школе. Во вступительном слове Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на открытии XIII Международных Рождественских образовательных чтений, в частности, сказано о главном, что должно приобрести юношество, находясь в стенах школы:

Иногда слышатся призывы ввести в школьную программу «историю мировых религий», «религиоведение» или иные подобные предметы, предлагаемые в качестве альтернативы православной культуре. Речь идет о сугубо информативных знаниях, которые не смогут посеять семена добра в детской душе, приобщить ее к нравственному опыту прежних поколений. Убежден, что такой набор информации не разрешит главной проблемы: острой нужды в нравственной мотивации поступков. Для того, чтобы быть готовым бескорыстно помочь ближнему, отвергнуть преступные и бесчестные пути обогащения, отдать жизнь за Родину, - мало знать сухие исторические факты. Для этого нужно иметь твердые преставления о добре и зле, грехе и добродетели. Нужно помнить о высшей ответственности перед Богом и людьми. (http://www.mospat.ru/)

Священномученик Фаддей твердо отстаивал принцип религиозности любого образования. Ссылаясь на повесть английской писательницы Марии Корелли «История детской души», выдающийся русский педагог согласился с мнением автора книги: Безрелигиозное воспитание называется в этой книге преступлением, худшим детоубийства (25).

Обращаясь к творчеству знаменитого русского педагога К.Д.Ушинского, архиепископ Фаддей приводит в своих заметках большую цитату из статьи «О нравственном элементе в русском воспитании»: «вся христианская педагогика выросла на христианской почве, нехристианская педагогика есть вещь немыслимая - безголовый урод и деятельность без цели» (41). К этому трудно что-либо добавить.

*Цитируется по книге: Священномученик Фаддей (Успенский; 1872-1937), архиепископ Тверской, Творения. Книга II. Записки по дидактике, Тверь, 2003, стр. 15. Далее в тексте в скобках указываются страницы этого издания.
Микушонов Олег Валерьянович, учитель средней школы, г. Москва

Красикова О.Н., слушательница  богословско-педагогических курсов во имя священномученика Фаддея Тверского, выступала с докладом «Как сохранить сокровище веры».

Доклад  О.В. Варламовой был посвящен празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы в нашей духовной жизни по проповедям сщмч. Сергия Мечева. Учитель Воскресной школы, слушатель курсов М.Ю. Кадыров свое выступление посвятил священномученику Аркадию Остальскому, его миссионерским трудам.

Художественная часть вечера была организована  В.Я. Новоблаговещенским, доцентом музыкального колледжа им. А. Шнитке, который создал песнопения на слова верующих поэтов, пострадавших в годы гонений.  Небольшой хор под руководством преподавателя наших Курсов Лапшиной А.Е. исполнил кантату на стихи новомучеников (музыка В.Я. Новоблаговещенского).

Н. И. Корнева прочитала стихи Александра Солодовникова из книги «Житейское море», а О. Б. Новоженина (обе являются слушательницами наших курсов), - стихотворение прот. Ильи Громогласова.

С интересным и важным докладом «Единственный путь для христианина - путь преображения своей души» выступила преподаватель Курсов Н.С. Северина, которая принимала  самое активное участие в подготовке I Фаддеевских чтений. Ракушин А.В., сотрудник Синодального Отдела религиозного образования и катехизации,  представил свой доклад «Пророчества новомучеников и исповедников Российских о духовном восстании России».

Приветственное слово от игумена Дамаскина (Орловского) было передано З. Н. Иноземцевой.

По окончанию чтений священник Игорь Киреев отметил, что необходимо и впредь проводить подобные встречи, посвященные священномученику Фаддею, а также другим новомученикам, изучая их педагогическое наследие и  богословские труды.