Принципы вечерних бесед по Священному Писанию. (автор Козис Алексей Евгеньевич февраль 2025 г.)

Важное место в жизни христианина занимает самостоятельное чтение Св. Писания, в первую очередь Евангелия. Однако возможнои групповое общение на основе чтения Св. Писания. В этом случае священный текст об'единяет людей, служит основой для их знакомства.

Рассмотрим основные принципы организации такихбесед на примере группового чтения Евангелия.

  1. Основой такой беседы служит сам евангельский текст. Все высказывания участников должны так или иначе отталкиваться от него.
  2. Беседа состоит в свободном общении участников. Но это общение должно быть подчинено определенным правилам.
  3. Главное правило бесед – умение говорить достаточно короткои спокойно выслушивать друг друга. Во время выступления одного из участников другие не перебивают его, не возражают, не дополняют. Но и выступающий старается не злоупотреблять вниманием других участников.
  4. Нужно высказывать именно свои мысли, делиться с другими именно своей реакцией на текст. Если у человека возникает желание поделиться чем-то, что он когда-то слышал или прочитал, то только потому, что это его действительно затронуло.
  5. Беседа общая, каждый говорящий обращается ко всем сразу. Не следует обращаться к кому-то одному, задавать личные вопросы и отвечать на них, «уединяться» во время общей беседы группами по 2 – по 3 человека.
  6. Все участники бесед равноправны. Каждый просто делится своими мыслями, не настаивает ни на чем, не старается убедить в чем-то других. Недопустимо брать на себя роль «учителя», использовать подобные беседы для проповеди своих взглядов.
  7. Ведущий – тоже участник бесед, он тоже размышляет о Евангелии. Но, кроме этого, он берет на себя роль «модератора», заботится о поддержании беседы, следит за соблюдением ее правил. Чтобы и ведущий мог извлекать для себя из беседы некоторую пользу, об этом же должны заботиться и все участники.

При соблюдении этих (а также некоторых других, найденных из опыта) правил, или принципов эти беседы могут быть полезны, содействовать более глубокому постижению Евангелия, а также знакомству и об'единению верующих людей. Цель их–следование Евангелию в собственной жизни. Беседы носят не учебный характер, на них люди стремятся не узнать что-либо о Евангелии, но читать само Евангелие и жить согласно ему. При этом, разумеется, люди многое и узнают. Такое общение носит молитвенно-духовный характер, набеседах люди учатся с вниманием и доверием относиться друг к другу, и при этом избегают всего, что не содействует этой цели, в том числе и обсуждения различных общественно-политических вопросов.

Порядок проведения бесед

Беседы проводятся, как правило, по вечерам, после окончания рабочего дня.Перед началом беседы организуется небольшая трапеза. Затем, когда все участники собрались, отдохнули и подкрепились, начинается само чтение Евангелия, согласно следующему порядку:

  1. Вступительная молитва (используются «Царю Небесный» и литургическая молитва «Возсияй в сердцах наших…»);
  2. Вступительное слово ведущего - короткое напоминание о целях бесед, об их правилах;
  3. Чтение вслух евангельского отрывкавсеми участниками– по очереди, по одному стиху каждый;
  4. Внимательное чтение того же отрывка каждым про себя;
  5. Начало обсуждения –высказывание каждым участником своих мыслей, вопросов по очереди, согласно установленным правилам. Ведущий назначает очередность выступлений, следит за соблюдением этих правил. Внимание участников сосредоточено, в основном, на содержании самого отрывка, на обстановке, в которой происходит действие, на выяснении всех возникающих вопросов. Этот этап может продолжаться 25-30 минут.
  6. Повторное мысленное чтение обсуждаемого отрывка.
  7. Продолжение обсуждения – согласно тем же правилам, что были прежде, но теперь акцент делается на смысле отрывка, на его связи с современностью, с нашей жизнью. Такой разговор продолжается тоже около получаса.
  8. Зачитывание комментариев, оставленных уважаемыми в Церкви авторами. Это могут быть отрывки из книг и проповедей древних и современныхцерковных писателей и святых. Такие отрывки должны быть подготовлены дома, заранее, некоторыми из участников. Зачитывается 2 или 3 небольших отрывка разных авторов разных времен.
  9. Завершение беседы. Каждый участник делится своими последними впечатлениями от беседы – тем, что ему больше всего запомнилось из Евангелия, или тем, что он для себя извлек. Это последнее словоучастников, то, с чем каждый отсюда уйдет.
  10. Заключительная молитва («Достойно есть…»)

Таким образом, в ходе бесед совершается целый ряд духовных действий –молитва, внимательное чтение Евангелия, размышление над ним, высказывание своих мыслей, выслушивание других участников, применение прочитанного к своей жизни. Участники учатся культурно общаться, относиться друг к другу с уважением. Кроме того, они заботятся друг о друге во время трапезы, знакомятся друг с другом, между ними возникают прочные духовные отношения. Такие беседы предполагают домашнее самостоятельное чтение Св. Писания, знакомство с сочинениями известных церковных авторов. Участники бесед, как правило, активно участвуют в других событиях приходской жизни, некоторые из них сами обретают навык ведения подобных бесед. Пожалуй, нет других событий (из обычных для жителей большого города, связанных с собраниями, со словесным общением людей), которое оказывало бы столь глубокое воздействие на людей, способствовало бы развитию в них стольких разнообразных и полезных навыков.

Основой беседы обычно служит небольшой связный отрывок из Евангелия, размером, как правило, 10-15 стихов. Отрывки могут выбираться разными способами. Это может быть просто последовательное чтение одного из Евангелий, неделя за неделей. Может быть предварительное обсуждение евангельского отрывка, который будет читаться на богослужении в ближайшее воскресенье. В миссионерских целях можно выбирать наиболее яркие эпизоды из Евангелия, которые дадут стоящим на пороге Церкви людям общее представление о содержании Евангелия (напр., притча о блудном сыне, притча о талантах, и др.). Могут стать предметом разговора книга деяний Апостолов, Апостольские послания (в этом случае за 1 вечер обсуждается 1 глава текста). Подобным же образом могут обсуждаться некоторые места из Ветхого Завета – напр., отдельные Псалмы, главы из книги Притчей. С некоторыми изменениями подобная методика может использоваться и при изучении некоторых святоотеческих творений («Лествица», «Душеполезные поучения»аввы Дорофея). В целом, подобные беседы могут быть действенным средством духовного просвещения, об'единения людей и укрепления приходской жизни.