Главная | Условия_поступления | Преподаватели | Образовательные_программы | Учебно-методические_материалы | Квалификационная_работа | Наш_небесный_покровитель | Богослужения | Паломнические_поездки | Слушатели_о_курсах_и_о_себе | Фаддеевские_чтения |
|
Расписание_занятий | Новости |

 

Курсы катехизаторов во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского

Слушатели о курсах и о себе

 


Подробная информация по годам представлена в разделе нашего сайта Новости


Братья и сестры!

Приглашаем вас поделиться своими впечатлениями об учебе на курсах, опытом работы после окончания курсов и всем тем, что вы считаете будет полезным для слушателей. Наиболее интересные заметки мы разместим на сайте. Вот примерные вопросы, ответы на которые были бы интересны как нынешним слушателям, так и будущим. Естественно можно (и даже лучше) писать не придерживаясь данного плана.

1. Как и зачем я пришел (пришла) учиться на курсы.
2. Первые впечатления от учебы. Что особенно понравилось, обрадовало, удивило.
3. Первые попытки применить полученные знания на работе, в семье. Что получилось и не получилось. В том числе и курьезные случаи.
4. Последующие годы обучения. Переосмысление, осознание целей и задачи своего обучения.
5. Итог обучения. Реальные примеры применения знаний, полученных на курсах.
6. Пожелания новым слушателям, преподавателям, руководству курсов. Что хорошо было бы сделать на курсах.
7. Литературное произведение о курсах, преподавателях, учебе, друзьях.

Рождественское чаепитие вечерней группы (фоторепортаж)

   

Рождественское чаепитие субботней группы (фоторепортаж)


Вашему вниманию предлагается интересная заметка выпускницы курсов Светланы Дорофеевой о своих первых самостоятельных шагах воспитания детей в воскресной школе.

Дорогие слушатели катехизаторских курсов, придет время, когда многим из вас выдадут свидетельства об окончании курсов, и будет присвоена одна из трех квалификаций: катехизатор, учитель Основ православной культуры или экскурсовод паломнических поездок. Согласитесь, перед вами открывается прекрасная возможность, даже я бы сказала тройная возможность по применению полученных знаний, ваших сил, опыта и таланта.
Некоторые, наиболее активные учащиеся, смогут защититься и получить сразу две квалификации (например, катехизатор и учитель воскресной школы). Другие, успешно защитившись, захотят пойти преподавать, что бы донести слово Божие до детских сердец и сердец их родителей, через огласительные беседы или организуют новые паломнические маршруты. Так как же приступить к новому для себя делу? Как же решиться на это новое, столь нужное начинание?
В этой небольшой заметке я бы хотела поделиться с вами описанием начального этапа своего вот уже 2-х летнего опыты работы учителем в Воскресной школе при Храме Живоначальной Троицы в Старых Черемушках. Отдельное большое спасибо Наталье Павловне преподавателю Педагогики, рекомендовавшей меня в качестве учителя по Закону Божиему в этот храм.
Учебный год в Воскресных школах, обычно, начинается в сентябре с молебна на начало учебного года. После молебна, а молебен был назначен на субботу отец Николай – настоятель храма благословил начать занятия на следующий день, в воскресенье, с урока по Закону Божьему для младшей, средней и старшей групп. Так как классы были еще не до конца сформированы, то мне предстояло вести занятие по Закону Божьему для объединенной младшей и старшей групп (дети от 3-х до 10-ти лет).
Могу вам сказать, что когда теоретически соглашаешься вести занятия в воскресной школе – это одно, а когда на следующий же день тебе предстоит провести свое первое занятие для 14-ти учеников разного возраста - это совсем другое. Мне даже на какой-то миг показалось, что я за лето забыла практически все, чему меня так долго учили на курсах. Однако, справившись с волнением, я начала вспоминать то, чему учили меня наши замечательные преподаватели. Из курса Педагогики я знала, из каких частей состоит урок, базовые формы обучения и их виды. Но перед тем как составить план урока, мне нужно определиться с темой. С чего же начать обучение? В ответ на этот вопрос мне помог курс Ветхого Завета, который так интересно нам преподавал Андрей Иванович. Во время занятий, что бы пробудить еще больший интерес к своему предмету, он говорил нам о том, что если вам предстоит вести уроки в воскресной школе или цикл катехизаторских бесед и вы не знаете с чего начать – откройте Библию. С чего начинается Библия? С сотворения мира. Вот и вы начинайте сначала, с сотворения мира. Именно с этой темы я теперь каждый год начинаю занятия по Закону Божиему.
Время летит быстро и вот уже младшая группа сформирована и отделена от средней, и я остаюсь учительствовать в средней группе (дети от 6-ти до 10-ти лет). Дети постарше, вопросы становятся сложнее. Детям неважно по этой ли теме данный вопрос им интересно все от «Почему моя кошка со мной не разговаривает?» до «Я гостила в гостях у бабушки в Норвегии, там лютеране, кто они такие?»
Детские вопросы - непредсказуемы, некоторые своей невероятностью сложнее самых трудных и серьезных вопросов. В ответах на них без прочных знаний по церковным предметам, основ христианского мировоззрения не обойтись. С какой благодарностью я вспоминала наших дорогих педагогов по Новому Завету, Литургике, Сравнительному и Нравственному Богословию и практически по всем предметам, которые мы проходили на курсах.
На моих занятиях часто присутствуют родители. Один из последних вопросов, заданных мне в конце занятия, на котором мы с ребятишками разбирали Тайную Вечерю, был о моем отношении к фильму «Код да винчи». В ответе мне пришлось рассказывать о существовании апокрифической и прочей литературы и ее отличии от Богодухновенного Нового Завета.
Занятия на катехизаторских курсах определяют наше православное мировоззрение, формируется фундамент, back ground (анг. накопленный опыт), основа христианской веры и жизни. Без этой основы мучительно сложно жить самому, не говоря уже о том, чтобы учить кого-то или просто помочь нуждающемуся, ближнему. Трудно донести зерно Божией любви и спасительной веры до сердец людей, а без знания основ православной веры и традиции – это практически невозможно.
Еще раз благодарю наших преподавателей, учителей катехизаторских курсов за те знания, за лучики света учения Христова, которые они до нас донесли.
Светлана Дорофеева, выпускница курсов

Покровское чаепитие

В минувший четверг 15 октября на Катехизаторских курсах в стенах Высоко-Петровского монастыря состоялось вот уже ставшее традиционным Покровское чаепитие.  Это событие приурочено к празднику Покрова Божией Матери, который так любим на Руси. Не даром два наиболее красивых храма России, являющихся памятниками мирового значения, - Покровский собор на Красной площади и храм Покрова на Нерли, посвящены именно этому празднику. В Высоко-Петровском монастыре четыре храма построены в честь Царицы Небесной, и один из них, - Покровский.  Об этом и об истории праздника рассказал в начале чаепития директор Катехизаторских курсов священник Игорь Киреев. На чаепитии присутствовали и некоторые преподаватели Богословско-педагогических курсов во имя священномученика Фаддея Тверского, среди них Вера Михайловна Еремина, Анна Евгеньевна Лапшина, Елена Владимировна Бездетко. С преподавателем церковного пения Анной  Лапшиной все собравшиеся пропели тропари празднику Покрова Божией Матери и небесному покровителю курсов священномученику Фаддею Тверскому.

Одна из основных целей чаепития,  - это познакомиться и лучше узнать друг друга в неформальной обстановке и, конечно, попить чаю с тортом и конфетами. Каждый слушатель немного рассказал о себе, о целях поступления на курсы, о своей профессиональной деятельности, и о том, как он пришел к Богу.

Познавать Бога, общаться с братьями и сестрами во Христе, углублять свою веру, чтобы не сбиться с пути - вот лишь некоторые причины поступления на курсы. Многие слушатели уже являются преподавателями Воскресных школ при храмах Москвы и Подмосковья, или работают учителями и воспитателями в школах и детских садах, либо занимаются паломническо-экскурсионной деятельностью, и поэтому нуждаются в углублении знаний для своего профессионального служения. Некоторые совмещают работу при храмах с обычной мирской работой, будь то работа инженера, доктора или юриста.  Есть среди слушателей и педагоги с большим стажем, и электросварщики, и экономисты, филологи, менеджеры и юристы, психологи и художники, пенсионеры и безработные, инженеры и, возможно, будущие монахи. Каждая человеческая судьба неповторима и не бывает  неинтересных судеб, для Бога каждый человек уникален.

Среди студентов курсов есть и те, кто недавно пришел к Богу,  и учится  для того, чтобы укрепиться в вере и получить знания основ Православия. Ведь мы несем Свет Христов не только в стенах церкви или преподавая Закон Божий, но и в семье и на мирской работе.

Важно отметить, что познание Бога неотделимо от жизни в Церкви, участия в Таинствах и молитвы в соединении с жизнью по заповедям Христовым, подчеркнула преподаватель агиографии Елена Владимировна Бездетко.

Радость соборной трапезы, молитвы и общения братьев и сестер во Христе, - вот главный итог Покровского чаепития.

Пресвятая Богородица, «покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла».

Прессман Вероника, слушательница 1 курса вечерней группы

Уважаемые слушатели! Скачивайте фотографии, печатайте и дарите однокурсникам и друзьям!

скачать фото для печати (Покровское чаепитие вечерней группы): 10foto-p1.rar 10foto-p2.rar 10foto-p3.rar 10foto-p4.rar

скачать фото для печати (занятия вечерней группы): 10foto-v1.rar 10foto-v2.rar 10foto-v3.rar

скачать фото для печати (молебен священномученику Фаддею Тверскому): 10foto-mol1.rar 10foto-mol2.rar

скачать фото для печати (молебен перед началом учебного года 14 сентября 2009 г.): 10mol1-1.rar 10mol1-2.rar

 

Учебные занятия 1 курса в Нарышкинских палатах

Преподаватель Нового Завета
прот. Вячеслав Резников со слушателями курсов
Преподаватель Церковного пения Лапшина А.Е.
со слушателями курсов

Учебные занятия 2 курса в Патриарших трапезных палатах


Преподаватель Основ Православия
Юдин В.В. со слушателями курсов

 

О самом главном, самом сокровенном. Что нам дала учеба на курсах?

Ответ на этот вопрос мы нашли у свт. Николая, архиепископа Японского:

"Роль моя не выше сохи. Вот крестьянин пахал, пахал - соха износилась. Он ее и бросил. Износился и я. И меня бросят. Новая соха начнет пахать. Так смотрите же, пашите! Честно пашите! Неустанно пашите! Пусть Божье дело растет. А все-таки приятно, что именно тобой Бог пахал. Значит, и ты не заржавел. Значит, за работой на Божьей ниве и твоя душа очистилась."


прот. Александр Геронимус со слушателями


прот. Лев Шихляров со слушателями


прот. Вячеслав Резников со слушателями

Курзенков Л.С. со слушателями


Журавлев В.К. со слушателями

Кто наставит меня …

“Разумеешь ли, что читаешь?
Как могу разуметь, если
Кто не наставит меня?”
Деян., VIII, 30-31

До учебы на курсах я многого не понимал. Мне хотелось получить религиозное образование. Но, увы, возраст. Прихожанка нашего храма, которая окончила эти курсы, посоветовала мне обратиться в Отдел религиозного образования и катехизации. Так я оказался на курсах.
Занимаясь в течение двух лет изучением Священного Писания, церковной истории, церковно-славянским языком, получил хорошие знания по преподаваемым предметам, так как наставляли меня замечательные педагоги.
Сейчас я служу в алтаре храма Божией Матери “Знамение” в селе Захарино г. Москвы.
Как-то раз, в прошлом году после исповеди я стоял на литургии и молился. В храме народа было мало. Вдруг я почувствовал, что через меня прошло что-то теплое и чей-то “голос” мне как бы сказал: “Будешь в деревне читать акафист Сергию Радонежскому у закрытого храма”. Я обернулся, но никого рядом не было. Сердце трижды как бы подпрыгнуло: “Да! Да! и Да!”. Стало легко, радостно и тепло.
В селе, где я отдыхаю летом, действует один храм, а другой закрытый, находится в селе Летники Путятинского района Рязанской области, что в трех километрах от села Черная Слобода, а то Москвы примерно 330 километров.
Через какое-то время после приезда я пришел к закрытому храму, который использовался как склад. Крыша над алтарем рухнула и окна забиты досками, на куполах выросли березки. Сохранился лишь один придел храма, а другой был разобран не так давно. Кирпич использовался на строительство автодороги…
По благословению настоятеля нашего храма о. Николая (Киселева), два дня подряд я ходил пешком в Летники и читал акафисты Сергию Радонежскому и Пресвятой Богородице.
До этого я неоднократно присутствовал на чтении акафистов в Высоко-Петровском монастыре.
Меня заметили местные жители, и на третий день селянка Мария Петровна тоже захотела читать акафист!
Когда пришли с ней к храму, она спросила: “Хотите, я открою двери?”
Я ответил: “Конечно, хочу”.
Она пригласила мужчину, который был колхозным кладовщиком, и мы вошли. В храме хранилась разная колхозная утварь, а в алтаре лежали мешки с мукой. Икон не было, штукатурка осыпалась, окна забиты, полы "гуляли". Увидев открытый храм, стали подходить женщины и дети. Мы зажгли свечи, принесенные с собой, и прочитали акафисты.
Уходить из храма не хотелось. Я спросил кладовщика: "Вы откроете храм в следующее воскресенье?". Он кивнул в знак согласия. Увы, ни в следующее воскресение, ни в другие праздничные дни храм он нам не открывал. Но мы усердно каждое воскресение читали акафисты у дверей закрытого храма.
С жителями я вел разговоры о том, что хорошо бы в храм вернуть богослужебную жизнь. Они соглашались со мною. Я посоветовал им написать ходатайство о регистрации общины и храма. Они составили нужную бумагу (ее подписали 50 человек) и отдали на рассмотрение председателю колхоза. Председатель посоветовал включить несколько имен. Подписалось еще двадцать человек, и, таким образом, всех стало 70.
В августе я уехал в Москву. Обо всем рассказал иерею о. Игорю, руководителю наших курсов, он одобрил мои действия.
В конце апреля 2001 года вновь я побывал в селе. Первая встреченная женщина сказала, что впервые за много лет в Великую Субботу в с. Летники святили куличи. На другой день я дошел до соседнего села и расспросил подробно Марию Петровну. Она рассказала, что теперь при храме существует приходской совет из 20 человек. Она с добровольной помощницей ездила за 100 километров, в Рязань, к митрополиту Рязанскому и Касимовскому владыке Симону, и он благословил открыть храм. Владыка представил женщинам благочинного о. Олега, который отвез их обратно, так как это было по пути, и обо всем с ними договорился.
В Великую Субботу благочинный о. Олег приехал в храм с хором, чтобы освятить куличи и пасхи. Все радовались.
Жители просили дать им священника. Им ответили, что пока священников нет, но посоветовали привести в порядок алтарь для ведения литургических служб.
Жители сказали, что они сами найдут священника из своей среды. Им предложили прислать такого владыке для собеседования. Я поинтересовался: "Кто это, если не секрет?"
Они сказали, что ждем ... Аж, холодок пробежал по спине ..., страшно ...
"Боже, помилуй мя грешного".
"Как могу разуметь, если кто не наставит меня" (Д. 8, 31)

Пискаев Ю.А. (в настоящее время иерей о. Георгий)

 

Детям
(размышление после лекций Веры Михайловны и Владимира Константиновича)

Люди когда-то с Богом дружили,
Словом владели и грамотны были:
Каждой травинке имя давали,
Но Бога забыли и – все потеряли.
Ищет Господь их, в чащу взывая,
Люди звук слышат, не понимая.
О согрешенье Господь намекает:
Только покайтесь, и Он все прощает.
Прячутся люди, тела закрывают.
Нет покаянья – других обвиняют.
Каждое слово теперь не святое,
Ложью пропитано, правде чужое.
Радость, любовь, доброта и веселье
Вышли, а в сердце живет лицемерье.
Так вот, ребята, Бога предали
Первые люди, а мы продолжали.
Зависть, обида, гнев, сквернословье –
Наши в кавычках “друзья” к нездоровью.
Кто же поможет найти исцеленье?
Как испросить нам у Бога прощенье?
Нужно для этого слово святое,
В сердце чтоб жило и было родное,
Чтобы любовью оно согревало,
Чтоб от греха нас навеки спасало.
Каждое дело чтоб им начинали
И перед сном чтоб его повторяли:
Господи помилуй!
Господи помилуй!
Господи помилуй!
Тайны двух слов никогда б мы не знали,
Если б болгары нам не сказали.
Кирилл и Мефодий – братья они,
Милостью Божию нам принесли
Азбуку, чтоб и славяне читали
Слово Господнее, Им и спасали
Душу от лжи, сквернословья, безверья
Да покаяньем вернули доверье,
Чтоб не ругались, а лишь прославляли
Бога Спасителя, Бога Творца
От дня рождения и до конца:
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

(автор: слушательница курсов Лидия Якубова)

 

«Пойдите, научите все народы…» (новая возможность церковного служения)

Нашей целью, помимо подлинной христианской жизни каждого из нас и утверждения добрых отношений в своей среде, является приведение к вере новых людей, помощь им в их вхождении в Церковь. Это, конечно, в первую очередь, зависит от каждого из нас. Если мы можем жить так, что, глядя на нас, люди почувствуют доверие к Церкви, если наши слова и помощь окажутся им полезны, вызовут в них благодарность, то это и побудит окружающих нас людей идти христианским путем. Но, кроме этого, нам нужна возможность регулярного наставления таких людей, место, куда бы они могли прийти с тем, чтобы там постепенно научиться всему необходимому, что нужно для Христианской жизни. И такие места, такие возможности нам тоже необходимо создавать.

Мы знаем, что наши Курсы существуют, в основном, для воцерковленных людей, которые приходят сюда по благословению священника. Вместе с тем, они носят название катехизаторских, т.е. преследуют цель непосредственной помощи  людям в их стремлении в Церковь. В связи с этим нам полезно иметь практическую возможность наставления таких  ищущих веры людей, чтобы облегчить их путь в Церковь. Неважно, как именно это будет  называться — можно мыслить это как огласительнуюшколу при Курсах, или как их подготовительное отделение. Главное, чтобы здесь людям сообщались важнейшие умения и навыки, без которых невозможна жизнь Христианина — настрой на глубокую внутреннюю молитву, на постоянное чтение Священного Писания, навык сознательного регулярного участия в Таинствах, православное отношение к своим братьям и сестрам во Христе и ко всем окружающим. Все это не рождается в человеке само, а действительно воспитывается в нем, передается. И передает это обычно не какой-то один человек (катехизатор), но весь тот круг людей, к которому человек надеется приобщиться в результате такого наставления — в данном случае, мы с вами. Т.о., задача организации такого наставления для новоначальных предъявляет особые требования к нам самим. Мы должны быть действительно тем кругом людей, приобщаясь к которому прежде неверующий человек обретал бы верные христианские навыки, приобщался бы действительно к церковной жизни.

Понятно, что все не может сложиться сразу — всякое новое дело нуждается в определенном периоде становления. Понятно, что не все из нас будут непосредственно участвовать в этих беседах — проводить их будут лишь некоторые из братьев и сестер, в основном, выпускники Курсов, знающие и любящие Высоко-Петровский монастырь. Но уже сейчас видится реальный круг дел (помимо общей молитвы, внутреннего участия), в котором мог бы принять участие и более широкий круг слушателей. Это, во-первых, собирание материалов по этой теме (катехизация, воцерковление), реального, живого опыта (прошлого и современного) в этом деле. Просьба подбирать и приносить такие материалы. Возможны и собственные разработки в этой области — размышления, концепции и программы (только просьба писать сжато и ясно, так, чтобы была видна суть). Важно выявление круга людей, заинтересованных в этом деле, которым небезразличны вопросы церковного  оглашения,  катехизации. В связи с этим просьба  откликнуться тех, кому действительно дорого осознавать наши Курсы катехизаторскими.

Мы можем рекомендовать такие беседы нашим знакомым, которые интересуются духовной жизнью, вопросами Христианства, но по различным причинам  не готовы получать такое образование, как на наших Курсах. Порекомендовав такие беседы, нужно, конечно же, поддерживать этих людей в их церковной жизни, молиться о них. Наша цель — приведение таких людей к живой вере, к живому общению с Богом, к жизни со Христом и во Христе — эти же качества необходимо приобретать и нам самим.

Просьба молитвенно и практически поддержать это новое церковное дело, дело нашего общего церковного служения, и, ради этого, если понадобится, отвлечься от многого текущего и временного в своей жизни, с тем, чтобы лучше осознать свой долг перед Богом  и  жителями нашего города, стремящимися к вере и ищущими пути в Церковь.

Редакция газеты «Катехизаторъ».

 

Слушателями Курсов проводятся катехизические беседы в Центре социального обслуживания (ЦСО) района Лефортово

Цели бесед — пробуждение в посетителях Центра интереса к Православию, содействие их приходу в храм, сообщение важнейших сведений о жизни Православной Церкви.

Беседы проводятся слушателями Курсов во имя сщмч. Фаддея Тверского, по благословению директора Курсов.

Организуются циклы из 4-х бесед-встреч (каждая встреча — еженедельно, весь цикл занимает 1 месяц).

Главные темы бесед цикла.

1-я беседа — Знакомство, общее введение в тему, важность веры для человека. Цель — наладить общение со слушателями. Важно постараться вступить с ними в беседу, выслушать наиболее активных из них, ответить на некоторые их вопросы.

2-я беседа — Основы веры: О Боге. Молитва — средство общения с Богом. Важно коснуться результатов, которые приносит в жизнь человека вера в Единого Бога, пользы молитвы, ее возможного содержания, рекомендовать пользоваться молитвословом, читать Евангелие. Полезны живые примеры.

3-я беседа— Основы веры: О Спасителе и Спасении.(Пришествие Спасителя, Его жизнь, чудеса, смерть,Воскресение, рождение Церкви, ее дальнейшее существование в мире. Важность веры в Спасителя, молитвы Ему. Важность очищения от греха. Здесь же — о вечной жизни, о бессмертии души, о подготовке к вечности  покаянием.)

4-я беседа — Основы веры: о Церковной жизни. Храм, как место собраний верующих и общей молитвы. О внутренней обстановке в храме. Иконы, почитание святых. Главные богослужения и Таинства (особенно — о Крещении, Исповеди и Причастии). Здесь же — завершение цикла бесед:  пожелание жить с верой, молитвой,посещатьхрам, читать духовные книги, исповедоваться, при необходимости креститься и др. Совет посещать соседний храм Петра и Павла.

Порядок подготовки и проведения бесед.

Каждую беседу проводит группа представителей Церкви (желательно — 5-6 человек). Готовятся — ведущий и двое его помощников. Беседу начинает ведущий, позднее помощники получают возможность его дополнять. В ходе всего цикла бесед желательно коснуться тем, указанных в плане, но каждая беседа может складываться свободно, по обстоятельствам, с целью достижения наилучшего контакта со слушателями. Желательно в процессе общения со слушателями вступать с ними в беседу, спрашивать их, выслушивать, отвечать на возникающие вопросы. Возможно касаться и других тем.

Примечание. Предложенный план является ориентировочным, в него могут быть добавлены другие темы.